Будущее «деколонизированных...

Будущее «деколонизированных» стран показали во всей красе

Будущее "деколонизированных" стран показали во всей красе

Недавно вышедший в кинопрокат "Аватар-2: Путь воды" Джеймса Кэмерона начинается с эпизода, в котором голая глубоко беременная женщина бежит по джунглям, пытаясь из лука подстрелить себе пропитание. Лицо и тело ее сплошь покрыты татуировками, крайняя худоба говорит о постоянном голоде, нищете и дистрофии. Стрельба из лука и убийства приносят ей очевидное наслаждение. Кто сказал "Украина"?

Классик американского кинематографа Кэмерон работал над вторым "Аватаром" четырнадцать лет. В производство вложены фантастические деньги — насчитывают до 460 миллионов долларов. Кино крутят по всем континентам, сборы уже превысили два миллиарда. В общем, это очень важное специзделие американской фабрики грез. В него заложено много умной и талантливой пропаганды.

Что поражает с первого взгляда: главная задача этого фильма — предельно поэтизировать самую ужасающую, галимую нищету. Если отбросить нарисованные на компьютере красивые пейзажи, то видно, что обитатели фэнтезийной Пандоры живут невероятно плохо. На планете Земля нет бомжа, который выживал бы в таких условиях. Самые бедные, примитивные племена на нашей планете и то могут позволить себе куда больше.

У жителей Пандоры нету ни городов, ни школ, ни больниц, ни заводов, ни даже какого-никакого сельского хозяйства. Им нечего надеть — они кое-как прикрывают наготу какими-то листиками и лианами. Их жилища представляют собой шалашики из веточек и листьев. Они едят только то, что удается поймать в море или подстрелить в лесу. По выпирающим ребрам и огромным глазам видно, что они попросту голодают. В качестве транспорта используют животных, в качестве средств связи — волшебные ошейники, напоминающие БДСМ-аксессуары. В плане технологий они не додумались даже до колеса.

Естественно, нищие, несчастные пандорианцы, проводящие свою краткую жизнь в безуспешной борьбе с природой, вынуждены все время предаваться каким-то бессмысленным магическим ритуалам. Это коллективный невроз, действительно часто свойственный людям в экстремальных ситуациях. Впрочем, в фильме честно показано, что колдунство не помогает ни вылечить больных, ни воскресить мертвых. От этого число психических расстройств среди местных только растет — герои и особенно героини постоянно закатывают истерики, смешно гримасничают и кричат. Государственная жизнь и политика на Пандоре сводятся к тому, что новый вождь перерезает горло старому вождю. Ну действительно, почему все это так напоминает Украину?

Когда мир был еще двуполярным, голливудское кино выглядело совсем по-другому. В любом фильме — будь то боевик или комедия — соблюдался жесткий стандарт. Американская жизнь на экране сочилась богатством и позитивом, жизнь условных "Советов" — депрессией и нищетой.

И как ни крути, это работало. В подкорку миллиардов зрителей самыми разными способами вгонялась идея о том, что американцы живут лучше всех в мире. И если быть как они, то это верный путь к процветанию. Никакие отдельные честные фильмы переломить этот тренд не могли.

Без сожаления прощаясь с Варшавским договором, СЭВ и СССР, миллионы людей держали в уме эту нехитрую связку: будем слушаться Америку — будем жить так же, как любимые киногерои. С коттеджем с бассейном и двумя машинами на семью. Или в апартаментах с панорамными окнами на небоскребы. Плюс к этому торговые моллы, кафе-рестораны, горы шмоток на распродажах и прочее. Голливуд эту картинку впечатал в мозги намертво.

Однако дальше случилось странное. Десятки стран — от Китая до России, от Индии до Бразилии — с энтузиазмом принялись строить эту киношную Америку у себя, с коттеджами, моллами, кафе-ресторанами. И что удивительно, построили ее в лучшем виде.

Только поглядите, как изменился за последние годы вид российской "субурбии", где деревянные развалюхи на шести сотках сменились добротными двухэтажными домами, да с гаражом, да с цветником. И если не с бассейном, то, по крайней мере, с баней. Не одноэтажная Америка, но двухэтажная Россия.

Я уж молчу про российские мегаполисы, которые по безопасности, уровню цен, качеству жилья, медицины, транспорта, цифровых услуг давным-давно оставили позади мегаполисы американские. Тут давно уже просто сравнения нет — "два мира, два Шапиро".

И точно так же на всех парах модернизировались мегаполисы Азии, Африки, Южной Америки. Дело дошло до парадоксальной ситуации, когда богатые американцы предпочитают жить, скажем, в Дубае или Сингапуре, а в Нью-Йорк летать разве что по делам — там слишком грязно, дорого, небезопасно, старомодно.

Объективно говоря, Америка стала жить хуже, а так называемый развивающийся мир здорово подтянул стандарты потребления. Что ж, в Голливуде быстро отрефлексировали смену тренда. Теперь миллиардам кинозрителей впаривают прямо противоположную идею. Оказывается, богатым быть больше не нужно, ни-ни-ни. Надо романтически прозябать в нищете.

Неслучайно первый "Аватар", задавший этот тренд, вышел в свет в 2009 году, когда в Америке бушевал финансовый кризис — Великая рецессия. Людям, потерявшим дома и пенсионные накопления, прекрасно заходила сказка о том, как на далекой Пандоре ее обитатели пьют из луж, разговаривают с деревьями и при этом радуются жизни.

Новый "Аватар-2" отлично заходит людям, потерявшим бизнес и работу во время локдаунов. Одновременно он посылает мощный сигнал тем странам, которые еще пытаются встроиться в американский порядок.

Именно так видит капиталистический гегемон капиталистическую периферию сегодня. Туземцам уже не предлагается мечта о коттедже с бассейном. Туземцы должны есть жуков, ходить в чем мать родила, стрелять, убивать и петь красивые песни.

С этой идеей идет в связке левацкий заход про то, что богатым быть некрасиво. В "Аватаре" богатые люди прилетают на космических кораблях на Пандору, грабят ее почем зря и беспрепятственно убивают местную фауну. У этих негодяев суперсовременное оружие, фантастически продвинутая медицина, они научились останавливать старение и мотаться по всей галактике на сверхсветовых скоростях. И все это плохо. Прогресс — это фу. Давайте оставим прогресс богатым негодяям, а сами будем жить в экологически чистых джунглях. Там же так няшно — птички, рыбки, звездное небо над головой.

Нетрудно увидеть, что перед нами поэма о деколонизации. Именно вот это Америка предлагает народам, которых будет пытаться, так сказать, освободить от колониального гнета. Ребята, с вас сдерут все — до последней нитки. Можете посмотреть на Украину, она ближе, чем Пандора, и у нее уже не осталось ни копейки — только невообразимые долги на поколения вперед.

Мало того: экс-гегемон постарается сделать все, чтобы разрушить культуру, образование, науку, отнять даже надежду на высокие технологии и содрать с социума последний налет человечности. Стрельба, убийства, магические ритуалы, красивые песни, безвыходная нищета — вот и все, что ждет "деколонизированные" субъекты.

Кандидатов на "освобождение" у Вашингтона очень много. От авторитарного Пекина будут спасать Гонконг и Макао, Тибет и Синьцзян. Тайвань вообще будут спасать так, что камня на камне не останется. От коварной Москвы попытаются освободить все 88 остальных субъектов, а чего такого? Заодно от российского влияния поосвобождают постсоветские республики.

Когда цели СВО будут достигнуты, история на этом, к сожалению, не закончится. Многие граждане в Молдавии и Казахстане, в Армении и Азербайджане истово мечтают превратить свою страну в Пандору. Из Вашингтона им с удовольствием помогут. Для американцев это тоже вопрос жизни и смерти — как только они перестанут разрушать чужие страны, хаос придет к ним домой.

Самый пугающий заход второго "Аватара" — это навязчивое, утомительное отождествление человекообразных обитателей Пандоры с флорой и фауной. Они общаются с деревьями, разговаривают с рыбами. Между делом нам сообщают, что морские животные, с которыми тесно дружат жители Пандоры, гораздо умнее людей. У них, на минуточку, есть своя музыка, математика и философия.

У пандорианцев ничего такого нет. А у местной фауны есть. Там, возможно, свои университеты на дне моря, свой метрополитен и библиотека с концертным залом. А пандорианцы тем временем прогуливаются по бережку без штанов, и у них даже азбуки нет.

Да, именно так американцы и относятся к туземным народам — они лишь разновидность живой природы. Их не жалко. Их вполне можно вымаривать, чтобы освободить место для милых представителей флоры и фауны. Самый надежный метод уничтожения — это, конечно, гражданская война. В конце концов, именно так англичане покоряли Америку и Индию — стравливая между собой местных.

Для себя у Америки в планах — высокие технологии, остановка старения, философия и концертные залы. А для туземцев — сплошной Клаус Шваб с его "у меня ничего нет, и я счастлив". Конечно, забавный обитатель деколонизируемых земель — это отнюдь не венец творения, а так, малосущественное звено эволюции, куда менее важное для планеты Земля, чем, скажем, обаятельные медведи гризли или грациозные кузнечики. Кто их, кузнечиков, знает, может, у них тоже своя философия есть.

В новом "Аватаре" Кэмерон пытается продать народным массам именно эту версию хитровыделанного американского фашизма, который назначает унтерменшами миллиарды людей по всей планете. Впрочем, есть надежда, что массы уже привыкли к хорошей жизни и не обменяют ее на возможность голыми и босыми рассекать по джунглям.

Последние новости рубрики Политика